Как мы знаем, приоритетным направлением образования последних лет является инклюзивное образование.
Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная атмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания.
Дошкольное образование инклюзивного характера подразумевает совместное обучение в детском саду здоровых детей и детей с особенными потребностями. В принципе как говорила Авдотья Смирнова, основатель известного фонда содействия решению проблем аутизма «Выход» «Дети дошкольного возраста склонны к инклюзии, в песочнице все дети равны!». Это потом, чем больше они вырастают взрослое общество начинают навязывать им свои установки «не играй с ним – заразишься, отойди от него он какой-то странный». В результате к школьному возрасту у многих детей формируется негативное отношение к людям с особыми потребностями. Дети смущаются, когда в классе присутствует ребенок с особенностями, и какое разрушительное воздействие это оказывает на особого ребенка чувство отверженности.
Один из лучших способов развить социальные навыки у аутичных детей – это научить других детей, которые их окружают правильным стратегиям поведения и взаимодействия с аутичными детьми. Именно поэтому мы считаем, что распространения информации о проблеме тех кто рядом необходимо с дошкольного возраста. Вопрос в том, как правильно, доступным, простым языком донести такую информацию до детей. Дети дошкольного возраста легче воспринимают объяснения, если могут сопоставить их с собственными наблюдениями и опытом. Поэтому объясняя маленькому ребенку, что такое аутизм, нужно фокусироваться на тех особенностях его состояния, которые он может пронаблюдать сам.
Как информировать других детей о проблемах детей с аутизмом?
1.Мы все во многом похожи: у каждого из нас есть два глаза, два уха, нос, рот, волосы, руки и ноги;
2.Внутри мы тоже устроены одинаково. У всех нас есть кости, мышцы, сердце и желудок;
3.А в голове у нас находится мозг. Он играет роль «центра управления» для всего организма;
4.С помощью мозга мы решаем проблемы. По его сигналам мы ходим и говорим;
5.Мозг посылает сообщения ко всем частям нашего тела. Сообщения идут по каналам, которые пронизывают наше тело;
6.У детей с аутизмом, как и у всех остальных, есть мозг;
7.Но иногда у людей с аутизмом происходит путаница в каналах, по которым мозг передает сигналы;
8.Сообщения теряются по пути к различным частям тела;
9.Бывает, что такой человек знает ответ на вопрос, но не может его произнести. Сигнал из мозга не доходит до рта;
10.При этом он, как и все люди, может расстраиваться или сердиться;
11.Он может вести себя не слишком хорошо, может закричать, может ударить себя или кого-то рядом;
12.Это случается, когда он просто не может понять, что происходит. Он не хочет никого обижать и расстраивать, но иногда просто не может вести себя, как обычные люди. Из-за этого он часто грустит;
13.Громкие звуки и неожиданный шум могут вызвать у него страх или боль;
14.Электрическое освещение, солнечный свет, или белизна выпавшего снега для него могут казаться такими яркими, что появляется резь в глазах или начинает болеть голова;
15.У человека с аутизмом может быть нарушено вкусовое восприятие, поэтому даже самая аппетитная еда часто кажется не вкусной. Часто аутисты придерживаются очень ограниченного рациона;
16.Люди с аутизмом нуждаются в понимании. Возможно, они говорят или ведут себя не так, как мы, но им нравятся те же самые вещи, что и всем.