Работая учителем-логопедом я заметила, что дети с общим недоразвитием речи редко имеют уверенную координацию пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость движений, трудность усвоения двигательной программы и переключения. И это закономерно.
Изоритмика – это целый комплекс игровых упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, которые сопровождаются проговариванием соответствующих рисунку стихотворных четверостиший. При этом очень важно, чтобы речь и движение пальцев рук совпадали.
Учёные доказали, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Поэтому, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе коррекционно-педагогического воздействия.
Учитывая опыт работы логопедом, абсолютно уверенна в том, что чем более уверенно работают детские пальчики, тем лучше развита речь ребёнка. Очень эффективными в этом направлении является игровые упражнения по изоритмике, которые предполагают формирование у детей ориентировки на листе бумаги, закрепления представлений о форме, цвете, величине предметов; развитие произвольного внимания, речеслуховой памяти, абстрактного мышления, творческого воображения, мелкой моторики пальцев рук, что в итоге способствует развитию связной речи детей.
Использование в процессе непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи игровых изоритмических упражнений даёт положительные результаты:
· у детей развивается способность замечать характерные особенности предметов;
· закрепляются знания о цвете, форме, величине;
· появляется свободная ориентировка на листе бумаги;
· подготавливается рука к письму;
· формируются произвольное внимание, речеслуховая память, творческое воображение, художественный вкус;
· развивается мелкая моторика пальцев, ритм правильного дыхания, что способствует развитию связной речи детей.