Заикание относится к нарушениям темпа речи. В мире от него страдают примерно 1% взрослых и 2–3% детей. Причем у мальчиков оно наблюдается в три раза чаще, чем у девочек. К сожалению, с годами заикание само не
проходит. Каковы причины этой проблемы? Как предотвратить у ребенка заикание или помочь ему избавиться от такого нарушения? Об этом и пойдет разговор в сегодняшней статье.
Это типично для дошколят Речевые возможности дошкольников часто ограниченны: их активный словарный запас невелик, формы выражения мысли несовершенны, артикуляторные движения недостаточно четки. В то же время эти ребятишки находятся в том возрасте, когда они узнают для себя много нового и делятся своими впечатлениями с окружающими, отчего их действия и общение с другими людьми сопровождаются эмоциональным подъемом. Это ведет к тому, что речь малышей отличается повторами, перестановками, спотыканиями, нечеткостью звукопроизношения и оформления мысли, разбросанностью, хаотичностью и другими нарушениями. Повторы, или физиологические запинки, в
детской речи называются итерациями (от лат. iterare – «повторять»). В большинстве случаев такое нарушение является не патологией, а признаком, характерным для периода активного формирования фразовой речи (от 2 до 5 лет). На данном этапе итерация свойственна 80% детей. Постепенно она устраняется под воздействием воспитания и
логопедической работы.
Речевые судороги
Некоторые специалисты считают начальным этапом заикания итерацию. Но неодинаковая распространенность данных физиологических запинок (80% детей) и заикания (2%) доказывает, что итерация практически не переходит в заикание. К обязательному же симптому заикания относятся запинки судорожного характера (речевые судороги). Они бывают различными по форме, месту образования и частоте. По форме речевые судороги бывают клоническими и тоническими. Если ребенок навязчиво повторяет несколько раз первый слог слова – у него клонические судороги. А сильное, длительное сковывание движения и застревание на первом звуке говорят о судороге тонической. Бывают случаи, когда одновременно встречаются оба этих вида судорог. В зависимости от места возникновения различаются артикуляционные, голосовые, дыхательные и смешанные речевые судороги
(артикуляционно-дыхательные, артикуляционно-голосовые). Артикуляционная судорога поражает мышцы языка, губ или мягкого неба, и тогда свободный речевой выдох «запирается». Обычно это происходит на смычных согласных (б, п, д, т, г, к).
Боязнь собственной речи Заикание начинается тогда, когда у ребенка появляется боязнь собственной речи. Как правило, большинство детских страхов связано с тем, что угрожает жизни ребенка или его родителей. Конкретно с речью у ребенка складываются более сложные отношения. Поскольку речь не дается человеку вместе с рождением, то поначалу малыш не может ощущать потерю того, чем еще не владеет или владеет в незначительной степени. Кроме того, удовлетворение его физиологических нужд не зависит от качества речи. И лишь по мере развития новых, чисто человеческих потребностей, среди которых – общение и получение новых знаний, значение речи существенно возрастает. Эти особенности заикающегося малыша и должны использовать педагоги и родители. В момент сковывающей речевой судороги надо постараться снять с ребенка напряжение: приобнять его, попробовать угадать, о чем он хочет попросить, подсказать начало фразы. А потом повторить ее вместе. Зарождение переживаний по поводу собственной речи у маленьких детей можно обнаружить с помощью рисунка. Если предложить ребенку изобразить на картинке себя и свое заикание, то можно будет увидеть, что в сравнении с другими картинками он применяет больше цветов. В подростковый период появляется зависимость размеров образа заикания от тяжести дефекта. Следует обсудить с ребенком его работу, спросить, почему он сделал те или иные детали, использовал тот или другой цвет. Довольно часто в начале коррекции дети рисуют заикание в виде трехглавого дракона, а в конце курса изображают его с двумя срубленными головами. Это хороший результат. Значит, ребенок настроен продолжать заниматься, без чего невозможно закрепление правильной речи.
Задачи взрослых при работе над речью ребенка 1. Расширение у ребенка понятий и представлений с одновременным увеличением словарного запаса. Как мы уже знаем, в основе многих речевых запинок лежит неумение правильно оформить свою мысль словами. Это может зависеть от недопонимания ребенком того, о чем он хочет рассказать (потеря логической последовательности изложения, возникновение сумбурности речи), или от ограниченного словарного запаса (затруднение в выборе
нужного слова, выражения). Вот почему взрослые должны обращать внимание ребенка на окружающие предметы и явления, объяснять их сущность и назначение. Важно также регулярно беседовать с ребенком, читать и рассказывать ему сказки и разные истории, разучивать с ним стихотворения. При этом необходимо избегать
перегрузок от многообразия литературы, так как это может привести к возникновению (или усугублению) речевых запинок вплоть до заикания. Поэтому, рассказывая, читая или демонстрируя ребенку что-либо, не нужно стремиться к его быстрому переключению на новый материал. Гораздо полезнее окажется углубленная работа с одним произведением, когда можно будет более подробно изучить его содержание, узнать новые понятия и слова, выполнить пересказ по вопросам и целиком, провести сопоставления со знакомыми представлениями, сделать выводы. Спустя некоторое время полезно попросить ребенка пересказать то, что он слышал раньше. Периодическое возвращение к знакомому материалу (сказке, картинке, объяснению...) не только принесет ребенку огромную радость, но и расширит его словарный запас и выразительные средства.
2. Предупреждению и устранению речевых запинок поможет работа, направленная на развитие у ребенка способности последовательно излагать свои мысли, желания. К запинкам, недоговариваниям и хаотичности речи ведет неумение правильно распределять внимание между мысленным содержанием и речевым выражением излагаемой информации. Поэтому взрослые должны формировать у ребенка умение говорить неторопливо, спокойно; строить фразы, личным примером демонстрируя должный темп.
3. При предупреждении или устранении запинок нельзя недооценивать и значение звуковых нарушений, поскольку они могут мешать правильному оформлению и течению детской речи. Нормализации плавности и темпа речи способствует конкретизация излагаемого материала. Взрослые должны как бы намечать опорные пункты, которые облегчают ребенку формулирование его мыслей, построение ответа, сообщения. Полезны наводящие вопросы. В качестве опор можно применить всевозможные предметы, игрушки, картинки, все то, с чем связана повседневная жизнь ребенка, и то, о чем он собирается рассказать. В начале появления судорожных запинок обычно приветствуется режим молчания. Для его эффективного проведения необходимо учитывать интересы ребенка, занимать его спокойными делами. На следующих этапах сначала вместе с ребенком, затем в вопросно-ответной форме нужно «оречевлять» всю его предметную деятельность – рисование, лепку из глины, пластилина, аппликацию, конструирование, собирание пазлов и т.д.