В Казахстане в последние годы наблюдается увеличение числа детей, нуждающихся в специальном обучении. Специальное образование является частью системы общего образования, и государство создает условия для лиц, имеющих специальные образовательные потребности с целью обеспечения им равных возможностей в получении образования.
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Законодательством Республики Казахстан в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривается принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями.
В последние годы в системе специального образования произошли позитивные перемены, направленные на
расширение доступности образования для детей с ограниченными возможностями.
Коррекционной процесс в кабинете психолого-педагогической коррекции является непосредственное вовлечение семьи в коррекционный процесс. Необходимым условием закрепления достигнутых в ходе индивидуальных коррекционных занятий результатов является изменение позиции и отношения взрослых к ребенку, обучение родителей адекватным способам взаимодействия с ним. Главной задачей работы кабинета является реабилитация детей и подростков с нарушениями речи, интеллекта, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, трудностями в обучении и поведении, общении, поведении. Работа по выявлению и учету детей с ограниченными возможностями продолжается. В нашем районе на текущей момент насчитывается детей с особыми образовательными до 18 лет- 176, в т.ч. инвалидов – 52 человека. Согласно заключениям ПМПК продолжают обучаться на дому 18 детей- инвалидов, которые ежеквартально получают материальную поддержку . За 1 квартал 2018 года в кабинете коррекции получили коррекционную помощь 39 детей, из них инвалидов – 8. Общество не должно лишать детей с ограниченными возможностями права получить образование, развить свои способности, талант и главное, иметь среду общения с нормальными детьми. Теперь, детей с ограниченными возможностями в развитии можно не отдавать в закрытые интернаты, а определять в обычные детские сады и школы.
Опыт развитых стран показывает, что полноценные инклюзивные группы и классы могут и должны быть организованы, главное – создать оптимальные условия их существования, а также замотивировать взрослых людей, которые призваны обеспечить успешное осуществление этой гуманистической идеи. Современное гражданское общество невозможно без активного вовлечения всех своих членов в различные виды деятельности, уважения прав и свобод каждого отдельного человека, обеспечения необходимых гарантий безопасности, свободы и равноправия. Особенно актуально этот вопрос проявляется в деятельности по вовлечению людей, имеющих определённые физические особенности в нашу социальную среду.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети
— индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями). Обучение в массовой школе, среди нормально развивающихся сверстников, дает возможность ребенку с особыми образовательными потребностями, чувствовать себя обычным, таким же, как его друзья, одноклассники, мальчишки и девчонки во дворе.
Спасение одного ребенка не изменит Мир... Но Мир, несомненно, изменится для этого одного ребенка. Задумайтесь…